Рынок выученной беспомощности

14.11.2023

Рынок жилья России в последние годы демонстрирует неплохие показатели по объему строительства, девелоперы фиксируют отличные результаты продаж, рынок ипотеки бьет исторические рекорды. Но есть одна проблема. Строительная отрасль разучилась жить без государственной поддержки и всех все устраивает.

Льготное цементирование

Программа «льготной ипотеки» была запущена весной 2020 года как временная мера поддержки отрасли в ожидании экономического спада, вызванного ковидными карантинами.

Это не первый опыт поддержки спроса на жилье со стороны государства. Предыдущий предпринимался в начале 2015 года и не очень запомнился участникам рынка. Тогда решение о субсидировании ипотечной ставки принималось после серьезного падения продаж и лишь затормозило этот процесс. Льготная программа по ставке 12% проработала недолго – до конца 2016 года и была отменена. Рыночные условия к тому моменту приблизились к данной отметке. Шока от отмены льгот не случилось, а программа выполнила свою основную роль – удержала рынок от более глубокого падения.

В 2020 году решение о субсидировании ставок принималось не после падения продаж, а на опережение. И это выглядит логичным, рынку было важно сохранить доверие покупателей, это самый зыбкий фактор в период перемен. Спада не произошло, льготные ставки не только удержали рынок от падения, но и привели к быстрому росту продаж. Ставка в 6,5% манила потребителей.

Проблема оказалась в другом - половина страны сидит на карантине, логистика нарушена, себестоимость растет, а девелоперам надо наращивать объемы строительства.

Пройти этот квест далось немногим. Не можешь строить больше – продавай дороже. С этого момента все пошло не по плану. Но видимая динамика и внешние атрибуты ажиотажного рынка (количество кредитов, объем продаж, рост цен) создают иллюзию того, что льготная ипотека - драйвер развития рынка жилья.

Сейчас по прошествии 3,5 лет можно оценить масштабы данного «развития». Цены на локальных рынках выросли в 1,5-2 раза и более. Задолженность по ипотеке в 2 раза, а под залог ДДУ в 2,5 раза. Объем текущего строительства (в отличие от ввода жилья, это более объективный индикатор состояния отрасли) вырос лишь на 15%. Динамика предложения в отдельных городах очень контрастная, но в целом отрасль на щедрых ипотечных стимулах не смогла в достаточной мере нарастить предложение.

Еще одна очевидная проблема – в сложившейся повестке, поддержка рынка жилья трактуется очень узко. Почти все усилия были направлены на рынок многоквартирного жилья. Этот сектор развит и функционирует лишь в крупных городах. Более трети российского рынка жилья (35%) формируют Москва, Санкт-Петербург и прилегающие области. На трех локальных рынках большой страны строится 42% всех новостроек. Жителям этих регионов было выдано около 36% кредитов под залог ДДУ с момента запуска льготной ипотеки. Ранее территориальные диспропорции формировались по естественным причинам, сейчас цементируются программами льготной ипотеки.

Еще один парадокс, уровень цен в Московской и Ленинградской областях сопоставим со многими региональными центрами. Но лимиты по льготной ипотеке отличаются в 2 раза – 12 млн. для столичных рынков и 6 для регионов. Дискриминация региональных рынков и поддержка рынка микроквартир в пригородах столиц. Средняя площадь строящейся квартиры в Ленинградской области – 40 кв. м, а в Московской – 46 кв. м. И все это на базе льготных программ. Таким образом и с качественными стимулами у субсидируемой ипотеки не все хорошо.

Никогда не поздно

Ипотека в России давно перестала быть финансовым инструментом, еще до массового распространения льготных программ она перешла из экономической плоскости в политическую. Жилищное кредитование стало одним из важнейших инструментов социальной политики. Теперь уже недостаточно следить за ключевой ставкой, доходами населения и уровнем цен на жилье. Движение рынка во многом определяется политическими решениями.

Но вмешательство правительства в сложную и многогранную систему рынка жилья требует тонких настроек, основанных на движении снизу вверх (локальный рынок жилья → проблематика → инструменты решения). А у нас шаблонные решения идут сверху вниз. В условиях, когда льготная ипотека играет роль краткосрочной поддерживающей меры, это обосновано. Но когда субсидии становятся условием функционирования всего сектора, такая модель не работает.

К концу 2023 года мы подошли в состоянии, когда покупатели уже не могут получить достаточных выгод от льготных программ – цены слишком высокие. Но и власти оказались не готовы к давно назревшей балансировке ипотечных стимулов. Потенциальная проблема – огромные кредиты девелоперов, которые за 3,5 года разучились работать в рыночных условиях. Принципиальное отличие текущего этапа рынка от предыдущих не только в высокой роли льготных программ. Сегодня более 90% проектов строится и использованием счетов эскроу. Проектное финансирование для девелоперов очень сильно снизило чувствительность к риску. В прошлом 2022 году, на фоне заметного падения продаж девелоперы нарастили объем инвестиций в новые проекты. Банки с удовольствием разделили их риски, профинансировав эти объекты. А все потому, что участники рынка верят в привилегированное положение отрасли и в длительный характер ипотечных стимулов. Никогда ранее инвестиции в стройку не росли в условиях снижения активности. Повышенный спрос на квартиры уже в 2023 году лишь укрепил девелоперский оптимизм.

Но рыночную логику можно обмануть на коротком отрезке времени, на длинном - выученные алгоритмы прошлого могут сыграть злую шутку. К концу 2023 года сформировалась патовая ситуация, правительство уже не может отменить льготную ипотеку, и дело не в покупателях. Пострадают банки, которые оказалась даже большими оптимистами, чем девелоперы. Продолжать стимулировать сектор новостроек в прежних объемах опасно – темпы роста цен все еще опережают рост предложения и контрастируют с возможностями покупателей. Кроме этого, после последнего повышения ключевой ставки уже нельзя игнорировать поляризованные условия развития для вторичного рынка и дорогое проектное финансирование.

Логичным выглядит решение по медленной и последовательной корректировке льготных программ не только с учетом адресности, но и принимая во внимание локальные рыночные условия и территориальные дисбалансы. Эти неизбежные решения не понравятся крупному бизнесу, но сохранят долгосрочную устойчивость отрасли и могут сделать государственную поддержку более справедливой.

Но пока, осенью 2023 года девелоперский инфантилизм достиг своего пика. Текущий срок окончания «льготной ипотеки» - середина 2024 года, но большинство профессиональных участников рынка уверенны- субсидии, в том или ином виде сохранятся. Бизнес продолжает активно запускать новые проекты, со сроками реализации 2-3 года. Правительству, так или иначе придется нянчится с рынком, который они приручили 3,5 года назад. Но пора уже переходить к воспитательным мерам, несмотря на мнение, что «после трех уже поздно». Теперь этот процесс будет долгим и непростым, впереди капризы, причуды и истерики избалованного ребенка.

Михаил Хорьков,
руководитель комитета по аналитике 
Российской гильдии управляющих и девелоперов

P.S. К началу ноября 2023 в информационную повестку вернулось обсуждение о необходимости отмены льготной ипотеки. В самой дискуссии нет ничего нового, рынок этот торг проходил не раз. Но участники рынка должны обратить внимание на то, в каком ключе выносится на обсуждение данная тема. Ранее рассуждали об эффектах льготных программ, о выигравших и проигравших. Теперь - о «непосильной ноше» для бюджета. И это совершенно иная постановка вопроса, которая может означать смену приоритетов. Но логика развития событий подсказывает, что «льготная ипотека» никуда не денется из арсенала правительства, а станет «адресной привилегией», но число адресатов будет увеличиваться. К Дальнему Востоку уже добавилась арктическая зона, к IT – работники космической отрасли. На очереди ОПК и другие важные направления.

ИСТОЧНИК

Возврат к списку