Резолюция круглого стола на тему «Хроника пикирующих НТО», состоявшегося 4 марта 2025 года в Санкт-Петербурге
Во вторник, 4 марта, в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный инициативе петербургских депутатов, которая в случае принятия будет иметь неприятные и значительные последствия для малого бизнеса, который ведет бизнес в НТО на частных территориях, а также для граждан, которые пользуются услугами этого бизнеса.
Эксперты круглого стола обсуждали следующие вопросы:
- каковы последствия принятия изменений в законодательстве для туристического климата города
- с какими рисками столкнутся владельцы земельных участков, на территории которых располагаются киоски, павильоны, фуд-траки, автомойки, шиномонтажи и т.д, а также сами предприниматели, ведущие в них свою деятельность
- возможные изменения экономики ярмарочно-фестивальной деятельности и креативных пространств
- реальные последствия для микропредприятий в сфере потребительского рынка
- Как изменения отразятся на налоговых платежах в бюджет Санкт-Петербурга, есть ли расчеты выпадающих сборов?
- Территории ТРК и АЗС. Менять колеса и быстро перекусить на парковке супермаркета теперь не получится? Есть ли деньги в домохозяйствах на рост затрат?
- Резидентам креативных пространств придется перебираться под крышу? Потянут ли они арендные платежи?
- Фестивали и ярмарки в лофтах и общественных пространствах. Как изменится экономика событий без фуд-траков, продажи мерча и другой уличной торговли
- Что по замыслу законодателей должно возникнуть на освободившихся участках? Или выхолощенные пустые улицы – новая реальность городской среды?
Участвовали спикеры:
- Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга
- Дмитрий Павлов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
- Валерий Калугин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге
- Виктор Саукин, генеральный директор Группы компаний Vestr
- Дмитрий Тимуршин, генеральный директор Freedom Team, руководитель региональной экспертной группы АСИ по Санкт-Петербургу, эксперт по запуску креативных пространств и построению комьюнити, развитию территорий
- Дмитрий Егоров, управляющий партнер, Юридическая фирма «Экстра юс»
- Янина Тихонова-Гришина, председатель РОО "Содействие малому бизнесу "
- Юрий Рагулин, генеральный директор, ООО «Айсберг»
- Елена Семилетова, руководитель группы правового сопровождения недвижимости и некоммерческих закупок Дирекции по правовым вопросам ОКЕЙ
Участники круглого стола отмечают, что:
— нормы действующего законодательства позволяют эффективно регулировать отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов (далее — НТО) на территориях любой формы собственности, включают все юридические инструменты и полномочия органов государственной власти для их реализации. Ответственность за нарушение норм следует ужесточить. В качестве обеспечительных мер существует механизм изъятия (демонтажа) самовольно размещенного НТО как орудия совершения административного правонарушения в порядке ст. 27.10 КоАП РФ;
— нормы предлагаемых изменений ни при каких обстоятельствах не должны распространяться на частные земельные участки (далее — ЗУ), основной вид использования которых предусматривает ведение предпринимательской деятельности — частные ЗУ, не прилегающие ко многоквартирным домам;
— предлагаемые поправки ставят под удар прежде всего добросовестных собственников ЗУ, несущих бремя их содержания: уборка, ремонт покрытия, земельный налог, рассчитанный на основе высокой налоговой базы, а также предпринимателей, ведущих на них бизнес. Это в свою очередь повлечет рост числа нелегальных торговых объектов-однодневок, случаев несанкционированной торговли «с колес», стихийной разносной торговли, осуществляемой «коробейниками», а также масштабный рост социальной напряженности, главным образом с участием этнических элементов.
В текущем моменте это подтверждается всплеском числа обращений от нелегальных предпринимателей, заинтересованных в краткосрочной аренде легальных торговых мест, по итогам рейдов, проведенных к 8 марта Комитетом по контролю за имуществом против нелегальной торговли;
— принятие предлагаемых изменений в текущем виде повлечет значительное повышение административных барьеров и бюрократических издержек, в первую очередь для малых и микропредприятий, а также многократное повышение административной нагрузки на органы государственной и муниципальной власти, повышение бюджетных расходов, вызванное необходимостью проведения работ по приведению имеющейся сложившейся системы нестационарных торговых объектов в соответствие с новым порядком, в масштабе Российской Федерации;
— предлагаемые поправки не учитывают сложившихся региональных особенностей регулирования, исторически и эволюционно сложившихся в различных субъектах РФ;
— на ЗУ, прилегающих к многоквартирным домам, периодически появляются НТО с нарушением процедуры размещения, вплоть до подделки протоколов голосования собственников. Однако существующие законы позволяют в подобных случаях сотрудникам прокуратуры обращаться в суд. Иск прокурора позволит оперативно добиться демонтажа объекта, размещенного с нарушениями;
— схема размещения является в целом устаревшим механизмом — она предполагает к установке типовые НТО, без учета облика и характера окружающей городской среды. Пример: строящийся премиальный ТРК площадью 120 тыс. м², где в скором времени откроются бутики, а по соседству в нескольких метрах, на городской земле — ярмарка товаров массового потребления с типовыми непрезентабельными домиками и палатками;
— предложенный законопроект не дает никаких гарантий как в эффективном решении уже имеющихся проблем, так и отсутствии риска возникновения новых, а также влечет за собой возникновение новых, связанных с применением предлагаемых законопроектом регуляций;
— высокий уровень коррупциогенности предлагаемого закона вызван отсутствием прямых гарантий и объективных критериев для принятия положительного, либо отрицательного решения о включении в схему размещения. Принятие решений предлагается к осуществлению должностными лицами на местах, что влечет риск внесения субъективной составляющей, проявления злоупотреблений и заинтересованности;
— недопустимо создание неравных условий конкуренции для капитальных и некапитальных объектов. Функция зданий торговых центров, встроенных помещений в части цели использования и вида деятельности по своей сущности не отличается от НТО, они являются таким же торговым объектом на потребительском рынке;
— необходимо признать законодательную инициативу противоречащей базовым принципам общественно-государственного устройства Российской Федерации, закрепленным в Конституции Российской Федерации, по следующим основаниям: повышение административных барьеров, необоснованное ограничение прав собственника (прежде всего в части пользования и распоряжения) с помощью избыточного и непроработанного механизма регулирования, который носит запретительный характер и влечет за собой внесудебный порядок лишения собственника объекта права собственности;
— тенденция столь глубокого и прямого вмешательства государства в частные дела является опасной, в дальнейшем может распространиться на другие сферы, включая регулирование деятельности в капитальных зданиях и помещениях. Это крайне негативно скажется на инвестиционной привлекательности и бизнес-климате в целом. Хорошей иллюстрацией к этому утверждению является пример с процессом массового исключения НТО из схемы, инициированным исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в январе 2025 г. По неофициальным данным, поставлена задача демонтировать более 90% НТО к середине 2025 г. Следовательно, распространение действия схемы размещения на частные территории с высокой вероятностью станет инструментом такой же массовой ликвидации большинства НТО, расположенных на них.
Юридическую справку можно прочитать здесь >>>
Анализ возможных последствий можно прочитать здесь >>>
Весть материал предоставлен редакцией АБН (Агентство Бизнес Новостей)