Офисный рынок подстраивается под новые условия

20.05.2020

Офисный рынок переживает серьезную трансформацию. Игроки всё чаще задаются вопросом, как выстроить бизнес-процессы с учетом изменений и нарастающего кризиса. Что ждет этот этот сегмент недвижимости в ближайшее время? На этот вопрос ответили участники вебинара «Антикризисные советы по управлению бизнес-центром», организованного учебным центром Academy of Real Estate (ARE). 

Возвращение в офисы не будет быстрым и легким, сошлись во мнении эксперты. Нынешняя ситуация повлияет и на арендаторов, и на арендодателей, и на управляющие компании. 

По данным Colliers International, на сегодняшний день, 35% компаний еще не приняли решение о дальнейшем возвращении в офис. Отказались от удаленной работы и вновь вернулись в бизнес-центры лишь 4% опрошенных. Как отметила Елена Розанова, директор по развитию бизнеса и клиентскому опыту Colliers International, изменилось восприятие работы в офисе. Опрос показал, что 50% респондентов после окончания режима самоизоляции хотят иметь возможность работать удаленно минимум 1-2 раза в неделю. 

«На наших объектах дебиторская задолженность сейчас составляет 9-10%. Это приемлемый уровень. Долги возникают у небольших арендаторов, которые сильно зависели от поступающей выручки и не имели финансовой подушки безопасности. Мы понимаем, что должны помогать арендаторам выжить, потому что найти нового клиента всегда дороже, чем сохранить текущего. Кроме того, для арендатора лишиться объекта, в котором уже создано комфортное пространство для сотрудников, тоже тяжело. Решения мы находили в диалоге: кому-то предоставляли скидку 15-30%, с кем-то договаривались о рассрочке, но все же старались не уходить в сильное нарушение контракта», – отметила Мария Онучина, управляющий директор PM Becar Asset Management. 

По мнению участников вебинара, офисные помещения сейчас серьезно трансформируются, и это принесет существенные изменения в будущем. Думать о дальнейших принципах работы в новых условиях необходимо уже сейчас, уверены эксперты. «На сегодняшний день примерно 30% бизнесов сокращают арендуемые площади или полностью переходят на удалёнку. Многие понимают, что бизнес поменялся, а значит надо изменить и пространство, в котором он осуществляется. Можно выделить несколько уже проявившихся тенденций. Одна из них – reception в бизнес-центрах становится одним из важнейших элементов. Мы должны делать людей счастливыми, как только они вошли в здание. Вторая – перепланировка офисов для возможности сочетать удаленную и не удаленную работу. Такие запросы уже поступают от арендаторов», – добавила Мария Онучина. 

С проявлением этих трендов согласен и Сергей Калитов, исполнительный директор УК Zeppelin. По его словам, перепланировки будут осуществляться под новые требования, что повлечет за собой реконфигурацию инженерных и других систем бизнес-центров. «Изменятся требования к вентиляции, уборке помещений, расстановке столов и так далее. В новых условиях наша компания будет предлагать заказчикам более гибкие форматы обслуживания, которые помогут сократить часть издержек. Однако важно понимать, что нельзя экономить на безопасности. В этот аспект входит и охрана, и пожарная безопасность, и дезинфекция помещений», – объяснил Сергей Калитов. 

Мария Онучина подчеркнула, что сейчас стоит задача сделать бизнес-центры безопасными для людей. Необходимо уже сегодня думать о том, какие возможности для этого стоит закладывать в здания. Особенно это касается объектов, которые только планируются к строительству или находятся на этапе реконструкции.

Также эксперты обсудили, что помогает организовать работу управляющих компаний сегодня. «Сейчас стоит делать упор на digital – именно он позволяет уравновешивать разные форматы работы. Кроме того, нужно искать платформы, которые помогают делать бизнес-процессы быстрее, прозрачнее. И необходимо экспериментировать. Мир изменился, а значит предстоит перейти на работу по новым правилам», – поделилась своими выводами Мария Онучина. 

В рамках вебинара спикеры отметили, что многие бизнес-центры уже начали трансформироваться в коворкинги. «Мы также верим в востребованность отелей и коливингов. В бизнес-центрах уже есть определенная инфраструктура, лобби, которое можно переоборудовать, и так далее», – дополнила Мария Онучина. 

В завершении онлайн-встречи эксперты дали несколько советов управляющим компаниям. «Основная часть затрат управляющей компании – это фонд оплаты труда. Оптимизация привлекаемого персонала и его перераспределение – ключевой фактор экономии для нас сейчас», – отметил Сергей Калитов. «Первый совет – планировать финансы сразу на месяц, квартал и год. Второй – доверять профессионалам. И третий – думать о здоровье как своем, так и своего бизнеса», – резюмировала Мария Онучина. 

Организатором вебинара выступил учебный центр Academy of Real Estate (ARE). Мероприятие прошло при поддержке PROEstate Events, инновационно-образовательного комплекса «Техноград». 

Возврат к списку