Какие технологии помогают продавать недвижимость сегодня и будут актуальны в будущем?

30.10.2024
Какие технологии помогают продавать недвижимость сегодня и будут актуальны в будущем?

Тема инноваций в недвижимости тесно связана с цифровизацией отрасли в целом. Тенденция активно поддерживается государством: Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года предусматривает, например, повсеместное внедрение технологии информационного моделирования — ТИМ, а также создание суперсервиса для бесшовного оказания услуг «Цифровое строительство». Очевидно, что применение цифровых инструментов важно не только на этапе строительства, но и для продаж. Без некоторых технологий сегодня уже невозможно представить ни настоящее, ни будущее, однако их проникновение в отрасль остается неравномерным, считают в интерактивном агентстве «Кельник».

Лучше продается то, что можно увидеть в 3D

Грамотная визуализация, использование трехмерных изображений на сайтах застройщиков и 3D-туров по виртуальным жилым комплексам — эти инструменты сформировались на рынке недвижимости не вчера и сложно назвать их инновационными. Однако абсолютно точно, все они лежат в основе цифровизации продаж на рынке недвижимости, способствуя его качественным изменениям.

Более того, ежегодное исследование агентства «Кельник» подтвердило, что 3D-визуализация крайне популярна у конечных потребителей — 89,5% потенциальных покупателей квартир выбирают для просмотра 3D-формат. В 2022 году этот показатель находился на уровне 85,9%. А из всех вариантов трехмерных изображений чаще всего пользователи выбирали 3D-туры — в комфорт-классе их просматривали 53,6% покупателей, в бизнес-классе — 59,1%. Также выяснилось, что 75% пользователей хотели бы видеть на сайте застройщиков и 2D, и 3D-планы.

«Цифры исследования убедительно показывают: 3D-формат подачи информации победил. И одна из причин — смена поколений. Новыми покупателями стали люди, которые выросли в эпоху гаджетов, — делится мнением Олег Кельник, директор интерактивного агентства «Кельник». — Человек купит то, что он хорошо, детально представляет. Поэтому девелоперам нужно максимально подробно и объемно показывать объекты — квартирографию, дизайн помещений, виды из окна и каким будет окружение жилого комплекса, когда все построится. Набор планировок и туров в 3D идеально подходят для такого показа».

Довольно новое явление — интеграция 3D-планировок в карточки квартир на классифайдах. Впрочем на Циане, Авито, в Яндекс Недвижимости такой функционал уже можно включать в объявления. В агентстве рекомендуют его использовать: эксперты подсчитали, что интеграция 3D-планировок увеличивает конверсию на 13-15% в зависимости от площадки.

Как дальше может развиваться применение визуальных технологий и 3D-формата? Это создание диджитал-шоурумов вместо обычных офисов и более широкое распространение VR-технологий. В агентстве подчеркивают — это следующий шаг. Пока офисов застройщиков, где можно надеть VR-очки и прогуляться по виртуальному двору своего ещё строящегося дома или отправиться в 3D-тур, — единицы по всей стране. Но у интерактивных технологий есть большой потенциал развития на десятилетие вперед.

От личного визита до онлайн-ипотеки и цифровой сделки

Ещё одна глобальная тенденция, которая будет развиваться — это перевод сделок с недвижимостью в онлайн. По данным Росреестра, только в Москве в 2023 году такой возможностью воспользовались 1 465,7 тысячи раз. Для сравнения: в 2021 году было подано 663,7 тысяч электронных заявлений на регистрацию прав собственности. То есть, показатель вырос более чем на 120%.

Надо отметить, приобретение недвижимости онлайн не сводится только к регистрации документов в Росреестре и оформлению права собственности. В электронный вид переводятся бронирование, получение ипотеки и подписание договора.

Из них наиболее бурный рост демонстрирует сегмент удалённой выдачи ипотеки. По данным Правительства, в 2023 году на электронную ипотеку приходилось порядка 85,4% от всех подобных договоров. Для сравнения, в 2020 году этот показатель составлял 37,4%.

Круг девелоперов, которые предоставляют покупателям возможность заключить сделку удаленно, существенно расширился, однако степень цифровизации сервисов не одинакова, отмечают в агентстве. Многие застройщики оцифровали этап бронирования и предлагают клиентам подать заявку на получение ипотеки у банка-партнера через свой сайт. Отдельные игроки строят целую систему онлайн-продаж, интегрируя в личные кабинеты систему безопасных расчетов, цифровую подпись и регистрацию прав собственности. Большинство подключается к готовым цифровым решениям например, «Домклик» или «Сделка.рф».

«Кельник» также регулярно расширяет функционал своих продуктов. В частности, сегодня платформа Multi.Kelnik позволяет не только создавать сайты ЖК и жилых кварталов — она объединяет все больше интерактивных инструментов в единую экосистему, превращая даже самые небольшие офисы продаж в полноценные digital-шоурумы. С помощью Multi.Kelnik менеджеры могут быстро подобрать подходящие клиентам лоты по параметрам и провести виртуальную экскурсию по каждой понравившейся квартире. Кроме того, Платформа дает возможность «погулять» по территории ЖК, рассмотреть несколько концепций дизайна квартир.

У участников рынка, особенно в динамично строящихся регионах, есть запрос на дальнейшую цифровизацию и значит, цифровые инструменты так или иначе будут развиваться. Прежде всего, различные способы визуализации и интерактива, сервисы работы с документами, ипотечные сервисы. Однако оффлайн не исчезнет, просто потому, что не все люди готовы переводить большие суммы, не убедившись в реальности объекта.

Поэтому лучший вариант для застройщика — обеспечить вариативность: выстроить цифровой путь, но дать клиенту возможность выбрать оффлайн на важных для него этапах, подчеркивает Олег Кельник.

От разрозненных решений до единой цифровой системы

Итак, на сегодняшний день у каждого системного застройщика внедрены элементы цифровых технологий: личные кабинеты покупателей, сервисы, связанные с онлайн-продажами, CRM. Следующий перспективный шаг — объединение этих элементов в единую экосистему цифровых продаж. Чтобы экосистема сложилась, важно выстроить сбор и передачу данных между разными каналами: внешними площадками и маркетингом, отделами продаж и агентами, CRM.

Уже сегодня информация собирается из разных источников и мы говорим о переходе к big data в недвижимости. Зачем это нужно? На основе агрегированных в системе данных застройщик сможет принимать (и уже принимает) решения, например, о ценообразовании. Он получает возможность следить за динамикой продаж и оперативно корректировать цены, в зависимости от популярности лотов.

Потенциальному покупателю от big data тоже есть польза. Не важно куда обратится клиент — в отдел продаж или подаст заявку через сайт. Его данные будут оцифрованы и включены в единую систему. В практическом смысле это поможет быстрее собрать информацию, необходимую, например, для принятия банком решения о финансировании покупки.

Да, рынок предлагает различные технологии, однако участники вынуждены учитывать свои возможности и считать бюджеты, отмечают в агентстве. Поэтому выбор делается в пользу проверенных и зарекомендовавших себя инструментов.

«Мы наблюдаем, что застройщики в целом по стране неоднородны, уровень внедрения инноваций и цифровизации очень разный. Если компания работала только с печатными буклетами, то 3D-визуализация и 3D-туры в качестве нового инструмента, будут для застройщика инновацией, — резюмирует Олег Кельник. — Более продвинутые технологии рассматривают те, кто уже отработал базовые продукты и отстраиваются от конкурентов».

Эксперт отметил, что, как правило, региональные застройщики начинают искать и применять новые технологии, когда на локальный рынок приходят федеральные игроки, которые создают конкуренцию, поднимают технологическую планку и уровень внедрения инноваций в регионах в целом.

Возврат к списку