Маятник законодательства качнулся в обратную сторону
Председатель Комитета по законодательству РГУД, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов дал интервью ежегодному изданию каталога «Гильдия в деталях»:
– Какие законодательные изменения 2023 года, затрагивающие рынок недвижимости, стоит выделить?
– На заключительном заседании Государственной думы депутаты отчитались, что установили рекорд по количеству принятых законов в 2023 году — более 600. В свою очередь, также много было и всякого рода подзаконных актов. В связи с этим выделить отдельные акты достаточно сложно, так как все зависит от того, что интересно конкретному застройщику, девелоперу, собственнику, инвестору.
Несомненно, важными являются действия по продлению мер поддержки, сокращению сроков и упрощению процедур в строительстве и при предоставлении земельных участков: здесь сокращение сроков согласования документации и принятия разного рода решений, освобождение от обязанности по проведению публичных слушаний и т. п. Нельзя не вспомнить долгожданные поправки о возможности приватизации объектов культурного наследия, что открывает новые возможности для инвесторов. В числе интересных новелл стоит упомянуть появление возможности принятия единого документа территориального и функционального зонирования, объединяющего в себе генеральный план и правила землепользования и застройки. Продолжается работа по упорядочиванию разницы в подходах в разных субъектах к разработке документов территориального планирования — полномочия по установлению единых правил передали на федеральный уровень, и в феврале (пусть и с запозданием на 6 месяцев) такие правила наконец появились. С 1 сентября 2024 года мы будем жить в стандартизированных правилах для всех регионов. Продолжилась борьба по снижению административных барьеров — к сожалению, номинальная отмена ряда согласований и документов в строительстве не привела к реальному улучшению ситуации. Федеральная тенденция по упрощению требований прямо противоречит региональным тенденциям по усилению зарегулированности как способа создания рычага давления на застройщиков для большей «сговорчивости» для принятия ими социальных и прочих инфраструктурных обязательств. Наконец, стоит вспомнить про новые поправки в регулирование КРТ и появление «операторов КРТ» в качестве новых субъектов с интересными полномочиями и возможностями. Под конец года Пленум Верховного Суда РФ обновил важные для рынка разъяснения по самовольным постройкам.
– Отмечаете ли вы ужесточение законодательства в отрасли недвижимости и строительства?
– К сожалению, маятник законодательства качнулся в обратную сторону, и все чаще слышатся призывы на разном уровне все зарегулировать. Из тенденций можно заметить усиление фискальной политики — это больше выражается в правоприменении, чем в законодательных изменениях, но тенденция проста и понятна — бюджет надо чем-то наполнять, и ФНС работает над этим не покладая рук. В градостроительстве наблюдается усиление давления на девелоперов с перекладыванием на них любых связанных со строительством расходов, а также огосударствление контрольных функций в строительстве. Еще одной тенденцией можно назвать начавшуюся в пандемию и продолжающуюся в силу разных причин ситуацию с приоритетом «экстренного регулирования», которая внесистемно регулирует отдельные сферы деятельности, ставя под угрозу многолетние усилия по созданию относительно логичной системы управления строительством.
– Какие изменения, ожидающие нас в 2024 году, стоит выделить?
– Из отложенных изменений приходит в голову только постановление Правительства РФ по регулированию правил разработки ППТ, которое вступит в силу с 01.09.2024. Несомненно, будут и другие, но, к сожалению, как часто бывает последнее время, это скорее неожиданность, чем планомерная работа.
– Над какими законодательными изменениями работает РГУД сегодня?
– Во-первых, реформа регулирования КРТ продолжится, и нас ждут еще правки в этой сфере, поэтому мы активно участвуем по доступным нам каналам в формировании этой повестки. Во-вторых, много усилий прикладывается в регулирование развития туристических кластеров — гостиниц и апарт-отелей, федеральных курортов — и механизмов государственно- частного взаимодействия в этой сфере. Наконец, при любых возможностях мы продвигаем инициативы по устранению административных барьеров в строительстве и продолжим эту работу.
Материал опубликован в ежегодном каталоге « Гильдия в деталях-2024».
Каталог можно заказать в Исполнительной дирекции. Звоните и пишите нам!