Интервью с вице-президентом РГУД Алексеем Чичкановым

20.02.2020

Интервью с Алексеем Чичкановым, вице-президентом РГУД, первым вице-президентом Газромбанка.

– Чем можно объяснить рост интереса к проектам государственно-частного партнерства со стороны инвесторов?

– Тенденция последних пяти лет – появление нового класса инвесторов из числа крупных строительных компаний, которые имеют огромный опыт реализации проектов по госзаказу. У них есть желание, возможности и мощности продолжать строить. Но из-за того, что госзаказ с каждым годом регулируется все больше, работать становится сложнее.

Именно поэтому участники рынка начинают посматривать на ГЧП. Пытаются вместе с банками и консультантами организовать концессионные проекты, в которых они будут не просто подрядчиками, но и акционерами, смогут реализовать проект под своим управлением, загрузить строительные мощности, планируя свои расходы и доходы и страхуя себя от нестабильности, которая присуща рынку госзаказа. Из такого подрядчика выросла «Группа ВИС», крупный на сегодня федеральный игрок на рынке концессии. В Петербурге в качестве примера можно привести АБЗ, повторить этот успех хотят компании «Возрождение», «Геоизол» и др. Мы видим эту тенденцию как банк, который финансирует проекты ГЧП. Работает это не только по дорожным стройкам, но и в других отраслях.

– Есть ли юридические риски?

– ГЧП позволяет комфортно «упаковать» все события в рамках тридцатилетнего или более долгосрочного контракта, защитить концессионера от всевозможных негативных изменений как рыночных, так и нерыночных. По сравнению с госзаказом, это просто два разных мира. В концессионных соглашениях прописаны даже риски изменения налогового законодательства, которые могут негативно сказаться на бизнесе концессионера. Они предусматриваются и компенсируются государством.

В госзаказе предположить такое невозможно, он не учитывает даже проектные риски, такие как задержки с предоставлением земельных участков и пр. Более того, по госзаказу – это риски исполнителя, подрядчика. И сейчас из-за изменений проектной документации крупные строительные компании практически в банкротстве, увольняют людей и теряют контракты. Хотя до этого десятилетиями они строили, выполняли госзаказ.

– Каковы недостатки ГЧП для инвесторов?

– Во-первых, очень долгий цикл запуска проектов. В среднем нужно полтора года для того, чтобы проект из идеи превратился в подписанное соглашение. До загрузки мощностей пройдет в таком случае примерно два года, только после этого можно получить какие-то деньги. А подрядчик по госзаказу может начинать осваивать чужие деньги почти сразу после того, как выиграл конкурс. Это серьёзный минус.

Во-вторых, это достаточно сложные проекты. Чтобы в них поучаствовать, нужно помимо своей собственной команды специалистов нанимать консультантов, юристов, финансистов, проводить много времени в переговорах с чиновниками, к чему игроки рынка не привыкли.

– Количество таких проектов продолжит расти?
 
– Возможно, дело в эффекте низкой базы, но этот рынок растет каждый год на 40–50%. Сейчас только в области ЖКХ реализуется около 3 000 небольших концессионных проектов. Хотя они не совсем релевантны в силу своих объемов, это не столько концессии, сколько аренда с инвест-условиями. Но растет количество и больших крупных проектов ГЧП – транспортных, в сфере IT. Тенденция продолжится с учетом последних указов президента. По нацпроектам только в транспортную инфраструктуру должны привлечь три триллиона за шесть лет. Примерно половина, если не больше, будет от частных инвесторов.

– Для каких отраслей актуально ГЧП?

– Традиционно формат применяется в дорожном строительстве, где больше всего опыта и реализованных проектов, поскольку первые проекты стартовали еще в 2008 году. В последнее время стали появляться концессии в железной дороге. Модным является ГЧП в здравоохранении, там механизм немного сложнее, чем в транспорте, но есть большой интерес у всех участников. Уже много проектов: онкоцентр в Подмосковье, в Балашихе, недавно прошел конкурс по клинической больнице на Камчатке, большой радиологический центр хотят построить в Хабаровске, поликлиники по частной инициативе строятся в Новосибирске. И разумеется, социалка – образование и спорт. Здесь, может быть, чуть сложнее работать, но это очень актуально для регионов, где есть проблемы с очередями в детские сады и школы. Сейчас на уровне Минобра активно обсуждается идея распространить это и на вузы.

– В каких регионах ГЧП распространено больше всего?

– Как правило, большие федеральные проекты, которые сложно и долго обсуждаются, относятся к крупным регионам, в первую очередь к Москве. Но остальные могут благодаря своей гибкости и скорости запускать проекты быстрее. Это как транспортные, так и медицинские, и социальные объекты. Очень много концессий запущено и постоянно запускаются в Московской области, в Новосибирске, ХМАО и ЯНАО. Развитие Дальнего Востока, куда можно привлечь достаточно дешевые деньги, привело к запуску ряда крупных проектов, таких как обход Хабаровска, онкологический центр на острове Русский.

Источник: Гильдия в деталях 2020. Ежегодный каталог

Посмотреть каталог >>>

Возврат к списку