Интервью с президентом РГУД Дмитрием Куракиным

13.02.2020

Интервью с Дмитрием Куракиным, президентом РГУД, заместителем председателя Правительства Московской области, министром экологии и природопользования. 

– Какие основные факторы сегодня определяют развитие рынка недвижимости?

– Развитие рынка определяют два основных фактора – спрос и предложение. Они, в свою очередь, зависят от множества других – законодательных, экономических и политических. Анализировать их все детально было бы не вполне профессионально с моей стороны, потому что моя нынешняя работа с рынком недвижимости связана мало. В Правительстве Московской области я занимаюсь вопросами экологии.

Но, может быть, моих коллег из РГУД заинтересует такой вопрос: есть ли среди этих факторов экология? Влияют ли экологическая ситуация и экологические тренды на состояние рынка недвижимости?

В сфере жилищного строительства какое-то время назад, скажем, десять и более лет, экология точно не была значимым фактором. Это подтверждает и характер застройки Московской области. Все объекты негативного воздействия на окружающую среду находятся в плотном кольце новостроек. Анализ жалоб от граждан, живущих рядом с полигонами ТКО, очистными сооружениями, дымящими заводами, показывает: это не объект негативного воздействия неожиданно подкрался к людям. Дело обстоит как раз наоборот: девелоперы выстроили жилье рядом с ними, в том числе, как теперь выясняется, в пределах санитарно-защитных зон. Девелоперы построили, а покупатели приобрели.

Предложение нашло спрос. Фактор экологии был пренебрежимо мал при принятии значимых для рынка решений. За примерами далеко ходить не надо: это и полигон «Кучино» в Балашихе, жилые дома в Видном рядом с Москоксом и Люберцах рядом с полигоном «Торбеево».

А в мировой практике немало примеров того, как девелоперы отказывались от проектов, экологические риски реализации которых давали плохие прогнозы по продаже. Поскольку в России ранее этот факт не учитывался вообще, проекты спокойно реализовывались и, в итоге, сложилась ситуация, когда жители имеют большие претензии к власти за то, что они видят, нюхают и осязают вблизи своего жилья. Эти претензии предъявляются не к застройщику, не, тем более, к самому себе. Никто не задумывается: зачем я покупал жилье, если в окна виден полигон или, как в Дзержинском, карьер ЗИЛ?

– Изменилась ли ситуация сегодня?

– На мой взгляд, в первую очередь изменилась не позиция девелопера или покупателя, а значительно изменилась позиция власти, поскольку именно она находится между молотом и наковальней – интересами экономического развития, в том числе инвестициями в недвижимость и экологическим благополучием населения. Теперь при формировании генпланов и ПЗЗ непременно учитываются вопросы экологии. Особенно остро стоит вопрос экологического мониторинга.
 
От нас ожидают, что мы будем четко знать общую картину происходящего: не только по каждому конкретному объекту – сбросы, выбросы и т. п., а как именно совокупность всех объектов негативного воздействия влияет на экологическую ситуацию в данной локации в частности, и регионе в целом. Это необходимо, чтобы определить функциональное зонирование каждой территории.

Что лучше здесь строить: жилье или складские комплексы? На принятие решений уже начинают влиять экологические факторы, и девелопер, которому всегда интереснее строить жилье, должен следовать правилам игры.

– Влияет ли экология на спрос?

– Мне кажется, да. Ранее в традиционной схеме принятия решений покупателем экология была на последнем месте. Например, наличие парка рассматривалось не как фактор долгосрочного влияния на здоровье, а как объект инфраструктуры – место, где удобно гулять с детьми. В рамках общего тренда, когда жители Подмосковья формируют высокий запрос на экологию, мы отмечаем, что и покупатель руководствуется не только такими факторами, как стоимость, транспортная доступность, наличие инфраструктуры, но и оценивает экологическую обстановку.

Девелоперы, как следствие, начинают также интересоваться данными экологического мониторинга и проявляют внимание к деятельности государства по снижению негативного воздействия на окружающую среду, например, в части реабилитации рек, рекультивации закрытых полигонов и т. д.

Экологическая эволюция сознания участников рынка неизбежна. Например, у ПАО «Ростелеком» есть офис у ст. метро «Румянцево», где учтены все экологические вызовы: от раздельного сбора отходов до определенной системы кондиционирования и отопления. Он получил международный сертификат по стандартам BREEAM и вошел в рейтинг «Зеленые офисы России». Уже существует запрос на создание экологически дружелюбных офисов. Не призываю, конечно, всех управляющих становиться экологами. Но уверен, что чем дальше, тем более значимыми будут становиться экологические аспекты управления недвижимости. Не исключаю, что уже в недалеком будущем девелоперы и проектировщики будут создавать экологические модели функционирования объектов, описывать тенденции изменения экологической ситуации вокруг них, влияние неблагоприятных метеоусловий и т. п. И продавать не квадратные метры, а образ экологически безопасного и благополучного существования человека в природной и социальной среде.

Источник: Гильдия в деталях 2020. Ежегодный каталог

Посмотреть каталог >>>

Возврат к списку