Это один из первых случаев, когда власть прислушалась к общественным организациям

07.12.2020

О влиянии коронакризиса на разные сегменты рынка недвижимости, их перспективах, а также возросшем влиянии профессиональных объединений ГУД News поговорила с вице-президентом Российской гильдии управляющих и девелоперов, управляющим партнёром Colliers International Николаем Казанским.

— Давайте подведем промежуточные итоги по влиянию пандемии на рынок недвижимости. На данный момент какие сегменты пострадали больше других, какие — меньше, в каких регионах, по вашему мнению, влияние более заметное? Ощутили ли негатив удаленные субъекты?

— Проще будет назвать отрасли, которые пострадали менее других или даже оказались выигрышной ситуации – это онлайн ритейл и складская недвижимость. Бурный рост активности сегментов, активно развивавшихся в период карантина, привел к росту спроса и заставил арендаторов этого сектора быстрее принимать решения на складские помещения. Так, по итогам первого полугодия было заключено рекордное за последние несколько лет количество сделок – 564 000 кв м, хотя, стоит отметить, что некоторые из этих сделок длились несколько кварталов или даже лет.

Что касается удаленных субъектов, то ситуация с пандемией показала, что география здесь не играет большого значения. Определяющим фактором в этом случае стала жесткость ограничительных мер в том или ином регионе из-за эпидемиологической ситуации, которая и влияла на экономические показатели.

Наиболее же пострадавшим оказался сегмент традиционного ритейла – прежде всего торговые центры и ритейлеры. Мы в Colliers International имели возможность наблюдать за состоянием торговой недвижимости во многих городах по всей России и на своем опыте убедились в особой сложности положения ритейла в период пандемии.

— Каким вы видите долгосрочное влияние пандемии на рынки?

— Рынок недвижимости уже изменился. Мы видим более прагматичный и более договороспособный подход арендодателей к арендаторам, хотя опять же все зависит от сектора. Если спрос на склады не уменьшился, но и возрос, то в офисах еще более очевидным стало преимущество гибких офисов и коворкингов, когда можно в короткое время отказаться от части рабочих мест или наоборот – арендовать дополнительные. В ритейле же, несмотря на рост онлайн продаж и закрытие части торговых операторов, я все равно уверен, что традиционные торговые центры еще продолжительное время будут востребованы, как в России, так и в других странах.

— Чему научил рынок коронакризис?

— Как известно, то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Уже сейчас можно сказать, что рынок выжил. Этот кризис один из первых, где государство помогало не только крупному, но и малому и среднему бизнесу. Что еще любопытно, когда мы сравниваем Россию с другими западными странами, то видим, что даже при меньшей материальной поддержке, зачастую падение в России было меньше, что объяснимо тем, что бизнес у нас еще не настолько развит, как в некоторых западных странах.

— Какие усилия предпринимала РГУД для поддержки различных сегментов рынка в условиях ограничений, в чем удалось добиться результата?

— Это один из первых случаев, когда власть прислушивалась к общественным организациям и те, кто мог формулировать четкую и ясную позицию, смогли ее донести до властей. Например, за моей подписью от имени РГУД было направлено порядка десяти писем председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, в Минпромторг, ФНС и ряд других федеральных органов власти, с позицией Гильдии по вопросам поддержки бизнеса. Особой гордостью для нас является то, что мы смогли донести до Государственной Думы и Совета Федерации позицию, на основе которой были приняты корректировки в законопроекте № 953580-7. Первоначально он содержал норму, согласно которой любой арендатор имел право в одностороннем порядке отказаться от договора аренды без выплаты каких-либо штрафов или компенсаций. Тогда как наша позиция была основана на принципе баланса – чтобы закон учитывал позиции и арендаторов, и арендодателей.

— Изменит ли этот кризис что-то в Гильдии?

— Разумеется, изменит, так как и участники рынка и представители властей увидели, что именно в такие моменты наличие компетентной объединяющей разные компании организации очень важно. Я уверен, что количество членов Гильдии вырастет, а способность властей слышать нас и реагировать – только усилится.

ИСТОЧНИК


Возврат к списку