Урбанизм без спешки

22.08.2016

Очарование финского урбанизма — в способности удерживать паритет между городом и природой, в свежем взгляде на архитектуру и функциональность пространства, умении соотносить комфорт человека с необходимостью двигаться и меняться.

В чем бы ни заключался секрет наших северных соседей, он позволяет урбанистам проектировать гармоничную среду для повседневной жизни, девелоперам — вести бизнес. А местным архитекторам — не замыкаться на наследии Карла Энгеля, Ларса Сонка, Ал- вара Аалто, Уно Ульба, а энергично экспериментировать и создавать новые лэндмаркеры для Хельсинки, превращая его в передовую европейскую столицу. Для них три года назад учреждена премия Finlandia Prize for Architecture, с 2005-го проводится самый крупный в Европе фестиваль дизайна. 

Возможность разгадать финскую головоломку PROEstate Events предоставила компаниям из Российской гильдии управляющих и девелоперов, организовав бизнес-тур в Хельсинки под названием «Технологии Севера».

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ СЕВЕРА

Строительный рынок Хельсинки только недавно стал выходить из паузы, в которую погрузил его кризис 2008 года. Несмотря на отличную инфраструктуру, разнообразные связи между предприятиями и университетами, быстрое освоение новых технологий, довольно высокий уровень образования и производительности труда, с 2011-го по 2014-й Финляндия находилась в экономической рецессии: спрос на ее продукцию в мире падал. Взаимные санкции ЕС и России никому не добавили процветания и, по прогнозам самих финнов, к 2017 году объем промышленного производства в Финляндии окажется на 25% ниже, чем в 2007-м. На этом фоне строительный рынок выглядит драйвером экономики, хотя в ВВП его доля не превышает 3,5%. По итогам 2016-го она, возможно, вырастет до 4,5%.

Какое жилье строят финны при медленно растущей покупательской способности? Скромное, с квартирами по 50–70 кв.м для семей из двух-трех человек. Примерно одинакового качества по материалам и исполнению. Функциональное: квартиры не рассчитаны на хранение сезонных вещей вроде велосипедов, скейтбордов или санок, для этого есть кладовые в подвале. С другой стороны, общие пространства в домах и между ними заточены на то, чтобы люди много времени проводили вне своего жилья. Несмотря на климат.

Это тенденции, одинаково работающие в экономичном и премиальном жилье. Остальное зависит от достатка. Прежде всего — местоположение. Страсть финнов к природе повышает стоимость жилья с хорошим видом — на высоком этаже, на берегу моря, среди зелени. Качество жизни — не в площади, а в воздухе. Второе — технологии, современные настолько, что дом с точки зрения ресурсо - потребления становится полностью пассивным. Так что его можно безболезненно интегрировать в любой природный ландшафт. Жилой район «Берег Мореплавателей» (Merenkulkijanranta), построенный концерном YIT на берегу моря, по местным меркам можно отнести к элитному жилью. Здесь можно встретить «большие» квартиры (до 100 кв.м!), но их немного, потому что они хуже продаются. Интерьеры живо напоминают магазин IKEA, и в этом смысле «Берег Мореплавателей» практически ничем не отличается от квартала «Конепая», который тот же YIT строит для среднего класса на территории бывшего паровозного депо. В пакет, который предлагают покупателю, также входит помещение для хранения вещей и место в паркинге. За пределами квартир — множество возможностей для досуга: сауны, тренажерный зал, игровые, террасы.

Премиальный характер «Берегу Мореплавателей» придает расположение практически в центре Хельсинки и при этом — на берегу моря, обилие зелени и вид на яхтенную гавань. Особая «фишка» проекта — дома, частично выдвинутые в море на сваях. Чего вообще-то в Финляндии делать нельзя из природоохранных соображений. Чтобы сказку, придуманную архитектором, сделать былью, пришлось реализовать столько новейших решений из области «зеленого» строительства, что сильно повысило себестоимость квартир. Все — за роскошь наблюдать северный шторм в непосредственной близости от жилища.

При этом никто никуда не спешит (это же Финляндия). Десять суперсовременных домов «Берега Мореплавателей» возводили с 2007-го по 2015-й. Не быстрее будет строиться и «Конепая», хотя девелопер сотрудничает с городом и Государственными железными дорогами Финляндии. Все 1300 квартир введут только в 2020-х. Инспекция по охране памятников считает территорию бывшего паровозного депо культурной средой. Старинным промышленным зданиям придется найти новое применение. При этом каждая из трех очередей проекта должна получить собственный архитектурный облик. Но море далековато, поэтому ничего не поделаешь: «Конепая» — это средний класс.

НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Старший вице-президент концерна YIT Юха Костиайнен — профессор урбанистики. Он при держивается теории, что города развиваются циклично. Пережив индустриальную эпоху, которая требовала огромных промышленных площадок, а соответственно, и санитарно-защитных зон, отделяющих производство от жилья, на новом постиндустриальном витке города возвращаются к древнему принципу: множество функций на ограниченном пространстве (внутри крепостных стен). Жилье, производство, торговля, администрация, храм, больница, университет — все в шаговой доступности.

Хельсинки — по европейским меркам молодой город, средневекового центра у него нет. Но теперь у него будет Tripla — комплекс, в котором Юха Костиайнен надеется переосмыслить средневековый принцип организации пространства. Проект в районе Пасила включает крупнейший в Суоми торговый центр, офисы (примерно 85 000 кв.м для 250 компаний), квартиры, отель, паркинг на 2300 машин. Финны считают паркинг бездарно потерянным пространством и стараются договориться хотя бы о совместном его использовании: ночью — жителями, днем — сотрудниками компаний. 

Скандинавы изменили бы себе, не предусмотрев велопарковку на 3400 мест, 340 пунктов зарядки электромобилей и зеленые зоны на крышах зданий. На территории проекта находится железнодорожная станция Пасила, пропускающая ежедневно 50 000 пассажиров. Хельсинки — совсем не мегаполис, в нем живет только 630 000 человек. Но к Рождеству 2019 года YIT намерен запустить в Пасила транспортно-пересадочный узел, соединяющий железнодорожное, трамвайное, автобусное сообщение и метро.

Приобретать участки, расположенные вдоль линий городского рельсового транспорта, — часть бизнес-стратегии YIT. Капитализация у таких территорий выше, у них больше шансов стать в будущем точками роста для города. Эффективность же рельсового транспорта оценивается с помощью простого индикатора: по числу молодых мужчин, которые предпочли трамвай личному автомобилю.

Вторая теория, которой придерживается Юха Костиайнен: человеку комфортно там, где живут и работают подобные ему по образованию, привычкам, роду занятий и склонностям. Общность по образу жизни становится важнее этнической или религиозной. В поиске себе по добных профессионалы из разных областей сосредоточиваются в центрах крупных городов. А значит, вместо «резерваций» в виде бизнес- парков или технопарков лучше делать кластеры для инженерных или творческих профессий внутри городов, создавая условия для взаимно дополняющих друг друга бизнесов.

Иллюстрацией этого принципа служит офисный комплекс «Триотто», построенный YIT в районе Кяпюля. Коллегам из России показали здание, занятое телекоммуникационной компанией DNA, — 7500 кв.м на семи этажах. Примерно 500 «физических» рабочих мест рассчитано на 800 сотрудников, которые значительную часть рабочего времени проводят вне офиса, встречаясь для обсуждения проектов в определенные дни. Треть мест закреплена за конкретными сотрудниками, остальные — мобильны.

Важным качеством бизнес-центра являются зоны hospitality — кофе-бары на каждом эта же, в которые сотрудники и посетители попадают прямо из лифта. И первый этаж, полностью отданный под переговорные, конференц-зал, приемную и большую столовую с минималистским интерьером, но при этом с террасой и выходом в сад, что позволяет ему заодно служить комьюнити-центром. 

КОМПАНИЯ С 33-ГО ЭТАЖА 

Стройплощадка многофункционального комплекса REDI Center, который строит другой крупный финский девелопер SRV по проекту архитектурно-проектировочного бюро HELIN & CO ARCHITECTS, пока на нулевом, точнее — на минусовом уровне. Комплекс задуман как слоеный пирог, значительная часть которого (паркинги, инфраструктура, коммерческие помещения, выход в метро) находится под землей. Сейчас — стадия циклопических подземных работ.

Но это не важно, потому что устроенный здесь же шоу-рум, который снаружи выглядит не лучше обычной бытовки, внутри создает иллюзию подъема в панорамном лифте на 33-й этаж башни «Маяк» — первого жилого здания в комплексе. Мультимедийная «машина времени» показывает вид с высоты, который появится через несколько лет.

Девелопер уже сейчас создает соседское сообщество REDI, объединяя будущих покупателей по их увлечениям — от гастрономии до скалолазания. Это уже не иллюзия. Комплекс, в состав которого входят шесть жилых и одна офисная башня, отель, торгово- развлекательный центр и муниципальный медицинский центр, действительно дополнят скалодромом.

Кроме того, SRV внедрил на объекте LivingLAB — инновационную платформу, которая вовлекает в формирование проекта перспективных жильцов, инвесторов и арендаторов, используя приемы легодизайна. В результате уже сейчас 80% квартир в башне «Маяк» стоят в резерве (продавать недостроенную недвижимость в Финляндии нельзя).

В башнях запланированы небольшие квартиры, не приспособленные для семей с детьми. Жить в комплексе предстоит молодежи и активным пожилым. Для них предназначен медицинский центр. Впрочем, это в большей степени социально-оздоровительный комплекс, чем, собственно, поликлиника. 

REDI Center — пример вторжения современных решений в текстуру индустриального города. И попытка учесть все тренды: уплотнение застройки, старение населения, повышение требований к комфорту. Условие, которое власти Хельсинки поставили девелоперской компании: метро и дороги во время продолжительной стройки должны работать без всяких помех.

Источник: газета ГУД News, автор статьи - Евгения Иванова

Прочитать свежий номер газеты

Возврат к списку